Защита ребенка от булинга. Справочник ответственных взрослых.

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами оскорблений и издевательств. Булинг — достаточно новое понятие в нашей жизни, но явление, которое им обозначают, к сожалению, у нас давно и хорошо известно. В художественной форме эта проблема была раскрыта в советском фильме «Чучело». Что же это за явление такое, когда ребенок становится «белой вороной» и «козлом отпущения», а сегодня — жертвой булинга?

Булинг (от англ. bully — хулиган, насильник) определяется как ущемление, дискриминация, травля. Ученые определяют школьный булинг как длительный процесс осознанно жестокого отношения со стороны одного ребенка или группы детей к другому ребенку или группе детей.Физический булинг — толкание, подножки, цепляние, пинки, пощечины, драки, щупанье или принуждение касаться интимных частей тела других, избиение или нанесение телесных повреждений и т.д.

Психологический булинг — унижающие взгляды, прозвища, шутки, жесты, оскорбительные движения тела, мимики, распространение оскорбительных слухов, бойкотирование, игнорирование, угрозы, подсматривание, преследование, запугивание, плевки в других, шантаж и так далее.

Кибербулинг — пересылка неоднозначных фото, обзывание по телефону, съемка на видео драк или других унижений, съемка в раздевалках и выкладывание видео в сеть Интернет или распространение среди детей, травля или преследование через социальные сети и другое.

Экономический булинг — воровство, повреждение, сокрытие или уничтожение одежды или других личных вещей, вымогательство денег, еды, покупок и т.д.

Как распознать жертву булинга?

  • Дети с необычной внешностью (заметные шрамы, косоглазие, вес, формы тела) или внешностью, необычной для данного общества (другой цвет кожи, разрез глаз и другое).
  • Замкнутые и стеснительные дети.
  • Неуспешные в общении, дети с низкой самооценкой.
  • Дети, у которых нет друзей среди сверстников (более успешны в общении со взрослыми, часто дети со специфическими интересами, что приводит к восприятию их как «чудаков», талантливые и одаренные).
  • Мальчики физически более слабые, чем сверстники.
  • В младших классах — неуспешные в обучении, неопрятно одетые дети.
  • Дети, взгляды которых отличаются от общепринятых в данном коллективе.
  • Беженцы, мигранты, переселенцы.

Как помочь ребенку — жертве булинга?

В отношениях с ребенком необходимо установить для себя такие правила:

  1. Я уважаю своего ребенка.
  2. Мой ребенок обладает личностными правами, и я отношусь к ним с пониманием.
  3. Я принимаю чувства своего ребенка и отношусь к ним толерантно.
  4. На протяжении дня я обнимаю своего ребенка не меньше 4 раз.
  5. Я — друг своего ребенка, я говорю с ним каждый день, интересуюсь его жизнью, мы вместе обсуждаем проблемы и радуемся успехам.
  6. Ребенок должен знать, что может получить от Вас помощь и поддержку в любой ситуации.
  7. Будьте образцом толерантности.

Нужно помнить, что важным аспектом для ребенка, который страдает от травли в школе, является достаточная любовь, поддержка, здоровые отношения в семье, а также наличие активной социальной жизни помимо школы — участие в кружках, наличие друзей со схожими интересами и так далее. Что делать?

  1. Не стоит ждать.
  2. Обращайтесь в администрацию школы или к классному руководителю.
  3. Не пытайтесь сами выяснить отношения с обидчиком.
  4. Обратитесь за консультацией психолога для ребенка.
  5. Обратитесь на «горячую» линию. Национальная детская «горячая» линия: 0 800 500 225 (для стационарных телефонов) или 772 (с мобильного).

Для взаимодействия с обидчиком можно посоветовать ребенку воспользоваться тремя простыми вопросами:

  1. «Зачем ты это сказал (сделал и т.д.)?» Если агрессору спокойно задать этот вопрос, он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное — продолжать задавать этот вопрос, не поддаваться на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не может четко ответить, зачем он это делает.
  2. «Как ты это определил (понял)?» Если, например, ребенка называют недотепой, то можно спросить: «Почему ты решил, что я не умею этого делать?»
  3. «Что тебе мешает?», например, «Что тебе мешает отойти и заняться своими делами?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью вместо того, чтобы завидовать?» и т.д.

Сохраняйте оптимизм, будьте бдительными и внимательными, не драматизируйте ситуацию, но и не обесценивайте ее, не все проходит само по себе или исчезает со временем.

Кроме того, родители могут помочь ребенку не стать жертвой булинга, то есть провести профилактику. Для этого:

  1. Наладьте отношения с учителями и одноклассниками, принимайте участие в мероприятиях для родителей. Если у Вас есть необычное хобби, интересное детям, расскажите об этом одноклассникам ребенка, вызовите тем самым уважение к нему.
  2. Помогите ребенку стать увереннее в себе и найти друзей. Приглашайте одноклассников ребенка, а особенно тех, которым он симпатизирует, как можно чаще в гости к себе. Ребенку нужны люди, которые не дадут его обидеть.
  3. Помогите ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить на учебу; не настраивайте ребенка против школьных мероприятий, даже если они кажутся Вам ненужными.
  4. В случае завышенной самооценки объясните ребенку, что этого не нужно показывать окружающим, что у каждого ребенка есть свои недостатки и достоинства; и если он достигает успеха в математике, например, то не обязательно у него будут успехи в физкультуре или чем-нибудь другом.
  5. Будьте примером спокойного, вежливого отношения к окружающим, сохраняя при этом личностную автономию и самодостаточность.
  6. Расскажите ребенку, что не нужно бояться постоять за себя или кого-то другого. Важно действовать!
  7. Обратитесь за консультацией детского психолога, возможно ребенку понадобится длительное психологическое сопровождение или коррекция.

Нельзя забывать, что чаще всего в помощи психолога нуждается и жертва, и обидчик — при выявлении булинга в классе необходимо решать вопрос комплексно, а иногда проводить психологические мероприятия (тренинги, психологические игры и т.д.) для всего класса.

Рекомендации педагогам.

Булинг — явление более характерное для общеобразовательных школ, где дети объединены формально (по возрастному принципу).

Издевательства наиболее распространены в начальных и средних классах, нежели в старших. Хотя в старших классах приобретает более скрытый характер. Обидчики-мальчики чаще используют физическое насилие, девочки — дразнятся, распространяют слухи, игнорируют и бойкотируют жертву. Физическое насилие более заметно, сложнее заметить психологическое насилие.

Чаще всего булинг происходит в местах, где контроль со стороны взрослых меньший или вообще отсутствует. Это могут быть столовые, лестницы, коридоры, уборные, раздевалки, спортивные площадки и школьные дворы.

Жертвы булинга испытывают много страданий. Школьная травля вызывает опасные долгосрочные психологические последствия — низкая самооценка, одиночество, отсутствие чувства безопасности, депрессия и даже суицидальные случаи.

Ребенок-преследователь так же нуждается во внимании и поддержке педагога и психолога, как и ребенок-жертва. Часто преследователями становятся дети-члены кризисных (неблагополучных) семей, где родители все время ссорятся, проявляют агрессию (вербальную, физическую) друг к другу и/или к детям, не уделяют детям должного внимания, злоупотребляют алкоголем, или такой ребенок может быть свидетелем или жертвой домашнего насилия.

  1. Усилить контроль со стороны педагогов за поведением детей вне класса.
  2. Следить за групповой динамикой класса, чтобы своевременно выявлять случаи булинга и реагировать на них.
  3. Если Вы считаете, что ребенок стал жертвой булинга, в первую очередь убедитесь, что это действительно травля, а не локальный конфликт.
  4. Поощряйте детей рассказывать о своих проблемах Вам либо своим родителям.
  5. Поощряйте родителей выявлять проблемы общения и взаимодействия ребенка в коллективе, обращаться за помощью к практическому психологу.
  6. Для решения ситуации психологу нужно работать не только с ребенком, которая стала жертвой булинга, или преследователем, но и со всем классом.
  7. Обратите внимание и усилия других родителей на проблему.
  8. Обратитесь на Национальную детскую «горячую» линию: 0 800 500 225 или 772 (с мобильного). На «горячей» линии консультируют социальные работники, психологи и юристы.

Преодолевайте любые трудности вместе! Не стесняйтесь обращаться к специалистам.

Авторы текста: Калашник О., Андреенкова В., Зубченко А.

 

 


Контакты

Телефоны:
+38 (099) 632-99-65
+38 (073) 405-13-40

Адрес:
г.Николаев, ул.Колодезная, 3А

E-mail: famillyclub@i.ua